Our projects

АНТИКОРРОЗИЙНАЯ ЗАЩИТА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ И РВС

АНТИКОРРОЗИЙНАЯ ЗАЩИТА МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ И РВС

Коррозия — естественное явление, определяемое как разрушение веществ, обычно металлов, или ухудшение их свойств из-за воздействия окружающей среды. Подобно другим природным явлениям, типа серьезных природных катаклизмов, коррозия может причинять опасные и дорогостоящие повреждения. 

Коррозия — это процесс разрушения металла при его физико-химическом или химическом взаимодействии с окружающей средой. Коррозию подразделяют на: 

  •  химическую – происходящую без возникновения электрического тока; 
  •  электрохимическую – сопровождаемую появлением электрического тока (тока коррозии); 
  •  механохимическую (коррозионно-механическое изнашивание) – при которой к первым двум процессам добавляются механические воздействия: трение, циклические изгибающие нагрузки, вибрация и т.п.
В процессе эксплуатации металлоконструкции и резервуары подвергаются коррозии как с наружной, так и с внутренней стороны.

Снаружи металлоконструкции и резервуары коррозируют под действием атмосферной влаги и содержащихся в воздухе частиц агрессивных веществ. 

Внутри резервуаров коррозия зависит в основном от частоты заполнения их нефтепродуктами, химического состава нефтепродуктов, наличия в топливе воды. Скорость и характер коррозионного процесса наиболее ярко выражены на внутренней поверхности резервуаров в местах раздела двух сред; например, нефтепродукт — подтоварная вода, нефтепродукт — паровоздушная смесь. 

На интенсивность коррозии оказывают влияние влага и температура окружающей среды, а также стойкость стали, из которой изготовлен резервуар, против коррозии.

Коррозия. Антикоррозионная защита резервуаров вертикальных стальных РВС. 

В ходе эксплуатации резервуары вертикальные стальные РВС подвергаются коррозионному воздействию, как с наружной, так и с внутренней стороны. Снаружи резервуары вертикальные стальные РВС корродируют под воздействием содержащихся в атмосфере влаги и частиц агрессивных веществ. Внутри резервуаров вертикальных стальных РВС степень коррозии зависит главным образом от частоты заполнения\опустошения их нефтепродуктами, химического состава нефтепродуктов, а так же количества воды в топливе. Результаты коррозионного процесса наиболее отчетливо выражены на внутренней поверхности стены резервуаров вертикальных стальных РВС в местах раздела двух сред, например, нефтепродукт — подтоварная вода, нефтепродукт — паровоздушная смесь. На интенсивность коррозионного процесса помимо вышеупомянутой влаги оказывают влияние и температура окружающей среды, а также стойкость стали, из которой изготовлен резервуар вертикальный стальной РВС, против коррозии. 

Состояние антикоррозионной защиты наружной поверхности наземных резервуаров вертикальных стальных РВС сотрудники ООО НПО «Радуга» проверяют с определенной периодичностью. В процессе контроля проверяют наличие дефектов в наружном слое защитного покрытия, отсутствие неоднородности антикоррозионных покрытий на всей внешней поверхности, степень адгезии защитного покрытия к металлической поверхности резервуара вертикального стального РВС.  

Виды коррозии 

Коррозионные процессы разделяют: по механизму взаимодействия металлов с внешней средой; по виду коррозионной среды и условиям протекания процесса; по характеру коррозионных разрушений; по видам дополнительных воздействий, которым подвергается металл одновременно с действием коррозионной среды. По механизму процесса различают химическую и электрохимическую коррозию металлов. 

Химическая коррозия — это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой, при котором окисление металла и восстановление окислительного компонента среды протекают единовременно в одном акте. Продукты взаимодействия пространственно не разделены.

Электрохимическая коррозия — это процесс взаимодействия металла с коррозионной средой (раствором электролита), при котором ионизация атомов металла и восстановление окислительного компонента коррозионной среды протекают не в одном акте и их скорости зависят от электродного потенциала. По виду коррозионной среды и условиям протекания различают несколько видов коррозии.

Газовая коррозия — это химическая коррозия металлов в газовой среде при минимальном содержании влаги (как правило не более 0,1%) или при высоких температурах. В химической и нефтехимической промышленности такой вид коррозии встречается часто. Например, при получении серной кислоты на стадии окисления диоксида серы, при синтезе аммиака, получении азотной кислоты и хлористого водорода, в процессах синтеза органических спиртов, крекинга нефти и т. д. 

Атмосферная коррозия — это коррозия металлов в атмосфере или в объеме любого влажного газа. 

Подземная коррозия — это коррозия металлов в почвах и грунтах. 

Биокоррозия — это коррозия, являющаяся результатом жизнедеятельности микроорганизмов. 

Контактная коррозия — это вид коррозии, обусловленный контактом металлов, имеющих разные стационарные потенциалы в данном электролите. 

Радиационная коррозия — это коррозия, вызванная действием радиоактивного излучения. 

Коррозия под напряжением — коррозия, обусловленная одновременным воздействием коррозионной среды и механических напряжений. В случаях, когда напряжения растягивающие, существует определенная вероятность растрескивания металла - это очень опасное явление, особенно для конструкций, испытывающих механические нагрузки (оси, рессоры, автоклавы, паровые котлы, турбины и т.д.). В случаях, когда металлические изделия подвергаются циклическим растягивающим напряжениям, высока вероятность коррозионной усталости, при этом происходит снижение предела усталости металла. Примером объектов подобного вида коррозии могут служить рессоры автомобилей, канаты, валки прокатных станов. 

Коррозионная кавитация — разрушение металла, вызванное одновременным коррозионным и ударным влиянием внешней среды. 

Фреттинг-коррозия — это коррозия, обусловленная сочетанием вибрации и влиянием коррозионной среды. Устранение подобной коррозию в условиях трения или вибрации вероятно при верном выборе конструкционного материала, снижением коэффициента трения, применением покрытий и т. д. 

Коррозия называется сплошной, если она распространяется на всю поверхность металла. Сплошная коррозия может быть как равномерной, при условии, что процесс протекает с одинаковой скоростью по всей поверхности металла, так и неравномерной, когда скорость процесса. Равномерная коррозия наблюдается, например, при коррозии железных труб на воздухе. 

При избирательной коррозии разрушается одна структурная составляющая или один компонент сплава. Таким примеров может послужить графитизация чугуна или обесцинкование латуней. 

Местная (локальная) коррозия охватывает отдельные участки поверхности металла. Местная коррозия может проявиться в виде отдельных пятен, слабо углубленных в толщу металла; язв — разрушений, приобретающих вид раковин, достаточно сильно углубленных в толщу металла, или точек (питтингов), глубоко проникающих в металл. Первый вид наблюдается, например, при коррозии латуни в морской воде. Язвенная коррозия отмечена у сталей в грунте, а питтинговая — у аустенитной хромоникелевой стали в морской воде.

Подповерхностная коррозия начинается на поверхности, но затем проникает в глубину металла. Результаты коррозии оказываются сосредоточенными в полостях металла. Этот вид коррозии вызывает вспучивание и расслоение металлических изделий.

Межкристаллитная коррозия характеризуется разрушением металла по границам зерен. Она особенно опасна тем, что внешне металл не меняется, но при этом быстро уменьшается прочность и пластичность и он легко разрушается. Подобный результат связан с образованием между зернами рыхлых малопрочных продуктов коррозии. Такому виду коррозии особенно подвержены хромистые и хромоникелевые стали, никелевые и алюминиевые сплавы. 

Щелевая коррозия вызывает разрушение металла под прокладками, в зазорах, резьбовых креплениях и т. д. 

Согласно «Правилам устройства вертикальных цилиндрических стальных резервуаров для нефти и нефтепродуктов (ПБ 03-605-03)», поверхности металлоконструкций, находящиеся на открытом воздухе, необходимо окрашивать лакокрасочными средствами. Выбор цветовой гаммы лакокрасочного покрытия необходимо проводить с учетом коэффициента отражения световых лучей.

Технология нанесения антикоррозийного покрытия 

На обработанную поверхность резервуаров ровным слоем наносят грунт, используя пневматический распылитель, с учетом необходимости исключения образования подтеков. Эти действия направлены на защиту металла от коррозии и сцепляемость лакокрасочных покрытий с металлом. После завершения вышеуказанных работ на внешнюю поверхность наземных резервуаров наносят лакокрасочные покрытия светлых тонов, обладающие теплоотражательным эффектом и антикоррозионными свойствами. В результате окрашенная поверхность должна иметь одинаковую толщину слоя без подтеков и других дефектов. 

Защита днища резервуара от почвенной коррозии Проблема коррозии днища резервуара достаточно серьезна. В результате сквозных коррозионных разрушений днищ резервуаров типа РВС (для отстоя нефти) и промысловых трубопроводов возникают многочисленные разливы нефти, загрязняющие окружающую среду, а также появляется необходимость замены днищ резервуаров уже после 5-6 лет их эксплуатации, при том, что диаметр днища, например для РВС-20 000, составляет почти 50 м. От почвенной коррозии днища резервуаров защищают гидроизоляционным слоем, а также применяют электрохимическую защиту, когда к днищу резервуара электрически присоединяют протекторы. Кроме этого, днища резервуаров эффективно защищают, используя катодную защиту.